"Независимая газета" подробно рассказывает о российском рынке страхования грузов: его истории, сегодняшнем дне, проблемах, динамике и перспективах развития. Приводятся комментарии страховщиков-экспертов из "Ренессанс Страхования", "Прогресс-Гаранта", "Ингосстраха", "Пари".
Независимая газета,
16 августа 2004 г.
Российские страховщики не надеются выйти на Запад [К 2016 году объем рынка страхования грузов в России может достичь одного миллиарда долларов] 1578 просмотров
Один из древнейших, классических видов страхования, существовавших в нашей стране еще в дореволюционные времена – это страхование грузов. Как говорит старший специалист Управления страхования судов и грузов компании «Ренессанс Страхование» Нелли Горягина, история страхования грузов в нашей стране очень продолжительна: «Оно было и при СССР, существовало и во времена переходного периода от социализма к капитализму, существует и сейчас. Еще во времена Советского Союза все экспортно-импортные перевозки страховались так, как это диктовалось условиями договоров поставки. Сейчас также практически все экспортируемые и импортируемые грузы страхуются, и здесь речь идет не о развитии, а об уже давно сложившейся практике. Что касается внутренних перевозок – этот рынок уже давно развивается и постоянно набирает темпы. Объемы по страхованию внутренних перевозок растут, а потерять груз на просторах России гораздо проще, чем в Европе».
Начальник Управления страхования морских рисков СК «Прогресс-Гарант» Артем Ушаков отмечает, что при страховании грузов, связанных с российским интересом или перевозящимся по территории России, российские страховщики более компетентны, чем их иностранные коллеги, поскольку более четко знают нормативную базу, менталитет и взаимоотношения участников транспортного процесса. Например, при работе с российскими страховщиками отсутствие коммерческого акта при наступлении убытка не является основанием отказа в возмещении убытка, если выполнены инструкции страховщика, поскольку понятно, что станция или аэропорт назначения могут и не выдать коммерческий акт, а вот как поведет себя в этих условиях иностранный страховщик – неизвестно.
В то же время пользоваться зарубежным опытом, безусловно, нужно. По словам Нелли Горягиной, российским страховщикам постоянно приходится в своей ежедневной практике обращаться к первоисточнику – оговоркам Института лондонских страховщиков. Например, «Ренессанс Страхование» может застраховать груз и на условиях лондонских оговорок. Но не всегда то, что применимо в Европе, может прижиться в условиях «дикого капитализма» в России. Особенно это заметно при урегулировании претензий (разное законодательство – разные подходы к рассмотрению убытков). Кроме того, как говорит Нелли Горягина, многие западные страховщики предпочитают участок пути при перевозке груза по просторам бывшего СССР отдавать на страхование в местные компании, поскольку по их меркам риск страхового случая достаточно велик.
Действительно, как говорит заместитель начальника отдела прямых операций Управления страхования грузов компании «Ингосстрах» Игорь Суриков, в области страхования грузов наибольший удельный вес занимает страхование экспортно-импортных операций: «Так сложилось исторически. Страхование грузоперевозок всегда было частью внешнеторговых контрактов. Внутри российские перевозки страхуются меньше по той причине, что в нашей стране пока нет должного уровня страховой культуры. К тому же в договорах между российскими компаниями в отличие от внешнеторговых не заложен пункт о страховании груза, поэтому ни продавец, ни покупатель не обязаны страховать свои перевозки. По оценкам некоторых экспертов, страхуются не более 10% грузоперевозок».
Между тем можно сказать, что рынок страхования грузов в нашей стране развивается довольно активно. По данным исследований, проведенных страховой компанией «ПАРИ», в период с 1994 по 1998 год среднегодовой темп развития рынка страхования грузов был высоким – 37%. Как отмечает заместитель генерального директора «ПАРИ» Ирина Чумак, к году дефолта (1998) рынок отечественного страхования грузов составил около 210 млн. долл. В постдефолтовский период с 1999 по 2002 год рынок вырос более чем вдвое – до 440 млн. долл., но темп роста замедлялся, составив в среднем 13%. «Ожидается, что в период до 2016 года рынок будет медленно, но устойчиво расти в среднем на 6% в год, а объем рынка достигнет 1 млрд. долларов. При этом доля этой отрасли на рынке страховых услуг составит 1,3 %», – прогнозирует Ирина Чумак.
Как же ведет себя спрос в настоящее время? «Если раньше люди не хотели тратить дополнительные деньги на страховку, даже если они совсем небольшие, то сейчас владельцы груза, ответственные за него, не хотят потерять и 500 рублей, в случае если что-то произойдет с грузом. Также уже многие владельцы груза убедились, что не всегда перевозчик, ответственный за транспортировку груза, несет по законодательству ответственность за его потерю или повреждение. А даже если он и виновен, то у него этих денег может и не оказаться. Хочется надеяться, что в ближайшее время страхование грузов для наших соотечественников станет не обязанностью, а необходимостью, как это уже давно сложилось в мировой практике», – говорит Нелли Горягина. Если же говорить о возможности выхода на международный рынок российских страховщиков, то стоит признать, что это очень отдаленная перспектива, так как наши компании на сегодняшний момент очень малы по сравнению с их западными конкурентами. По словам Нелли Горягиной, если проводить аналогию с банками, то: «Как нашим банкам еще далеко до западных, так и нашим страховым компаниям далеко до своих зарубежных конкурентов. Задача настоящего момента состоит в том, чтобы удержать позиции на внутреннем рынке, ведь выход западных страховщиков на российский рынок страховых услуг уже практически состоялся».
Проблему выхода российских страховых компаний на международный рынок надо вообще рассматривать с двух сторон, считает Игорь Суриков: «Во-первых, передача рисков с российского рынка на международный существует не одно десятилетие. У российских компаний сложились прочные взаимоотношения с ведущими международными страховыми и перестраховочными компаниями и брокерами; во-вторых, принятие рисков с международного рынка для российских страховых компаний дело новое. Чтобы завоевать доверие надо иметь длительную прозрачную историю деятельности. И тем не менее о полномасштабном выходе на международный рынок можно говорить после освоения рынка внутреннего. А этот процесс находится почти в зачаточном состоянии».
Начальник Управления страхования морских рисков компании «Прогресс-Гарант» Артем Ушаков считает, что законодательных ограничений на страхование импортных или экспортных грузов для российских страховщиков нет, однако «российские страховщики вряд ли могут претендовать на выход на международный рынок из-за недоверия к российским страховщикам со стороны иностранных страхователей, сравнительно невысокой емкости договоров страхования и различия в законодательной базе». По прогнозу Артема Ушакова, скорее всего весь бизнес российских страховщиков будет связан с внутренним интересом, и потеснить будет можно только страховщиков из стран Балтии и СНГ. Между тем, по мнению Артема Ушакова, рынок страхования грузов в России весьма устойчивый, поскольку потребность в страховании грузов весьма высока. «Увеличение объемов страхования грузов происходит постепенно. Значительные резервы для данного вида страхования имеются в регионах. Существенный рост объемов грузового страхования мог бы быть достигнут за счет страхования в российских страховых компаниях экспорта российской продукции, которая зачастую страхуется трейдерами в иностранных компаниях. Кроме того, когда будет реализована концепция транспортных коридоров Север–Юг, Запад–Восток, Россия начнет обрабатывать и перерабатывать транзитные грузы, и это может послужить дополнительным источником для грузового страхования», – сказал Артем Ушаков.
Евлалия Самедова
Вся пресса за 16 августа 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 сентября 2024 г.
|
|
Агроэксперт, 27 сентября 2024 г.
НСА: задача по охвату в России агрострахованием до 30% посевных может быть достигнута раньше 2030 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 сентября 2024 г.
Сельскохозяйственное страхование будет играть большую роль в экономике Вьетнама
|
|
Forbes, 27 сентября 2024 г.
Страховые компании начали публично продавать коллекторам просроченную задолженность
|
|
Агроинвестор, 27 сентября 2024 г.
Аграрии уже получили не менее 3 млрд рублей страховых выплат
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 27 сентября 2024 г.
В Новосибирской области выявлено более 200 преступлений в автостраховании
|
|
РБК.Новосибирск, 27 сентября 2024 г.
Автомобилисты Новосибирска переплачивают за страховку из-за мошенников
|
|
Frank Media, 27 сентября 2024 г.
Страховые компании стали публично продавать просроченную задолженность
|
|
Business FM Томск, 27 сентября 2024 г.
Выплаты по ОСАГО в Томской области выросли в 1,6 раза
|
|
Report.Az, Баку, 27 сентября 2024 г.
В Азербайджане перестраховочные премии снизились на 10%
|
|
newstracker.ru, 27 сентября 2024 г.
Назначен новый глава Фонда медстрахования на Ставрополье
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 27 сентября 2024 г.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» застрахует транспорт на 40,7 млн рублей
|
|
Inbusiness.kz, 27 сентября 2024 г.
Nomad Insurance увеличила емкость по катастрофическим рискам до 20 млрд тенге
|
|
Финмаркет, 27 сентября 2024 г.
ЦБ РФ выделяет 3 конфликтные зоны в банкостраховании, рассчитывает найти решения в диалоге с участниками рынка
|
|
Деловой квартал-Екатеринбург, 27 сентября 2024 г.
Эксперты: Водители продолжат переплачивать за страховку из-за активности мошенников
|
|
ГТРК Томск, 27 сентября 2024 г.
Выплата по полису ОСАГО для томских водителей выросла в 1,6 раза
|
|
Адвокатская газета, 27 сентября 2024 г.
КС не усомнился в порядке страхового возмещения причиненного автомобилю вреда по ОСАГО
|
|
РИА Новости, 27 сентября 2024 г.
ГК BestDoctor объявила о ребрендинге и запуске единой онлайн-страховой
|
 Остальные материалы за 27 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|